Семья и школа: проблема на века?

Как известно, успех современного молодого человека зависит от многих факторов. В том числе и от его коммуникативных навыков, мышления, от умения из всего разнообразия информации выбирать нужное, а также и от его умения действовать как самостоятельно, так и в содружестве с остальными. И всему этому может научить школа.

24 августа 2020

Согласно же последним исследованиям НИУ ВШЭ и МГПУ, в своём большинстве учителя считают, что их главная функция – передача знаний.
А как же тогда воспитание подрастающего поколения? Ведь воспитание – важная и неотъемлемая часть образовательного процесса.
Но сегодня учитель поставлен в условия, когда он вынужден выполнять лишь функции исполнителя образовательных услуг, а у некоторой части родителей сложилось мнение, что учитель – это персонал, которому всегда можно предъявить претензии, даже определённые требования.
Отсюда возникает и проблема взаимоотношений семьи и школы, а если конкретнее, то учителя с одной стороны, родителя – с другой.
А ведь взаимоотношения родителей и школы всегда требовали пристального к себе внимания.

Рассмотрим это явление конкретнее.
Детские сады – это прекрасно, но никогда не стоит забывать, что главными «зодчими» в формировании детского мышления были и остаются родители. И если общая культура родителей достаточно развита, то школа и семья смогут не только услышать, но и принять друг друга.
На деле же часть родителей самоустраняется от воспитания своих детей. Эту обязанность они переложили и на школу, в том числе. Сами же занимаются лишь зарабатыванием денег. Вот и вырастают их дети «сытыми», но злыми и бездушными.
В этих жёстких условиях перед школой встаёт совсем непростая задача: помочь родителям осознать, что они, именно они закладывают основы будущего своего ребёнка и, таким образом, постараться развернуть семью к пониманию задач школы.
Основу такого взаимодействия может составить заинтересованность сторон друг в друге, которая подразумевает открытость целей, доверие и помощь.
Но проблема такого сотрудничества до сих пор не может решиться. Кто в этом виноват? Точного ответа никто не даст. Причин здесь много. Это и отсутствие желания некоторой части учителей работать с родителями, и необъективный подход родителей к поведению и характеру своего ребёнка, и переоценка ими же своих педагогических знаний.
К тому же, новые требования к качеству образования требует и от учителей, и от родителей нового отношения к детям. Многие к такому повороту событий были просто-напросто не готовы.
Чтобы избежать дальнейших ошибок в этом направлении необходимо вовлечь родителей в сам учебно-воспитательный процесс. А вот как это сделать, каждая школа вправе сама решать.
Это могут быть и родительские всеобучи, и консультации, и возрастная диагностика, и обычные родительские собрания.
Что это даст? Неформальную связь учителя и родителя, что приведёт к объективной оценке работы школы в целом.
Сейчас же, когда общение учителя с родителями строится лишь на вопросе неуспеваемости и недисциплинированности их ребёнка, последние усматривают в этом предвзятое отношение учителя к их ребёнку. И, как следствие, смены отрицательного отношения родителей к школе не происходит.
А уж достичь, по выражению В.А. Сухомлинского, «душевного общения» не получается вовсе.
Ведь невозможно, чтобы ребёнок-школьник доставлял родителям лишь огорчения. Это противоестественно, даже как-то «уродливо». Так быть не должно.
Кто прав – школа или семья – непонятно. Но если и школа, и родители научат ребёнка нормам поведения в обществе, хорошему отношению к людям, вне зависимости от их возраста и положения, тогда во взаимодействии они сумеют воспитать достойного члена гражданского общества. А это и есть наше с вами будущее.